Комплексная оценка бизнеса
Оценка бизнеса – это совокупность мероприятий, направленных на определение его рыночной стоимости в данный момент времени. Задача оценщика – обосновать предоставленные сведения и объяснить принципы, исходя из которых, он получил конкретные цифры.
Грамотная оценка бизнеса раскрывает истинное материальное положение предприятия и отвечает на вопрос о его инвестиционной привлекательности. Имея «на руках» подробный экспертный отчет, руководство компании сможет принимать взвешенные и целесообразные решения.
Когда необходима комплексная бизнес-оценка
Рассматриваемый вид экспертизы производится в следующих случаях:
- оформление кредита – банк оценивает платежеспособность компании;
- банкротство – оценка выявляет возможность погашения обязательств за счет имеющихся активов;
- перераспределение долей, связанное с выбытием или вступлением участника - экспертиза производится по инициативе учредительного собрания;
- определение стоимости выпускаемых акций и прочих ценных бумаг;
- передача части капитала контрагенту в качестве расчета;
- оптимизация деятельности и выбор оптимальных путей развития и др.
Что подлежит оценке
В ходе комплексной экспертизы предприятия оценке подлежат все его материальные и нематериальные активы. В их перечень входят любые объекты, находящиеся на балансе компании. Это не только техника, транспорт и недвижимость, это дебиторские задолженности и различные виды вещных прав. Продукция компании (работа или услуги) также подлежат оценке с позиции их прибыльности и эффективности.
Документы
Эксперту для анализа потребуется внушительный пакет бумаг, которые заказчик должен подготовить для него самостоятельно:
- описание характера и особенностей деятельности фирмы – выполняется в вольной форме;
- бухгалтерские документы, включая всю отчетность за предыдущие 36 месяцев;
- производственный план – при его отсутствии может использоваться бизнес-план;
- копии учредительных документов и лицензий;
- опись основных средств – если в течение предыдущих 36 месяцев производилась их переоценка, прилагается отчет;
- правоустанавливающие документы на собственность – недвижимое имущество, автомобили, оборудование и т.п.;
- информация об имеющихся вложениях, объеме кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.
Этот список не является исчерпывающим. Оценщик может запросить и другие документы, по его мнению, необходимые для дачи заключения.
Особенности комплексной оценки
Чаще всего комплексной оценкой занимается одновременно несколько экспертов. Каждый из них прорабатывает какой-то отдельный сегмент производства. Исполнитель производит весь комплекс оценочных мероприятий, начиная от анализа общей специфики деятельности, заканчивая арифметическими расчетами.
В первую очередь оценщик анализирует явные особенности хозяйствующего субъекта:
- характер и тип производства;
- экономическую область, к которой относится исследуемый объект;
- общая доходность (убыточность) и т.д.
Затем он собирает финансово-хозяйственную информацию из всех возможных источников на предприятии – бухгалтерские, юридические, административные документы, СМИ и т.п. Собранные сведения группируются и анализируются. После этого производится анализ внутренней и внешней экономической среды, прогнозируются перспективы развития в соответствии с ее особенностями.
Порядок производства
Условно комплексная оценка бизнеса осуществляется по тому же алгоритму, что и любой другой вид экспертизы:
- Подписание договора на оказание оценочных услуг. Договор заключается в письменной форме, не подлежит нотариальному заверению и государственной регистрации. Его содержание стороны устанавливают по договоренности. Однако нельзя забывать об основных пунктах, баз которых соглашение не будет иметь юридической силы. К таким пунктам относятся объект и стоимость оценки, порядок и сроки оказания услуги, точные сведения об исполнителе и заказчике.
- Утверждение приказа по предприятию о проведении комплексной оценки. Данный акт выносится по инициативе руководства компании и носит обязательного характера.
- Формирование технического задания. На этом этапе эксперт и заказчик определяют предмет исследований, список вопросов, на которые следует ответить в отчете, план работ с назначением сроков исполнения и т.п.
- Визуальное ознакомление эксперта с внешней стороной производства.
- Изучение финансово-хозяйственной, экономической, рыночной и прочей документации, позволяющей составить общую картину о деятельности компании. Эксперт получает представление о видах и характере деятельности, типе изготавливаемой продукции, ее ликвидности.
- Ознакомление с документацией отдела кадров. Дает возможность выяснить особенности кадрового состава, числа рабочих и управляющих штатных единиц.
- Анализ контрагентов, выяснение стоимости текущих сделок, а также контрактов, завершенных в текущем отчетном периоде.
- Изучение экономической и рыночной области, в рамках которой функционирует хозяйствующий субъект. Оценщик определяет общую рентабельность производства, делает анализ конкурирующих фирм, рынка сбыта и т.п.
- Анализ финансовой и хозяйственной среды внутри хозяйствующего субъекта. Для этого оценщик изучает информацию финансовой отчетности и управленческого и материального учета. По итогам проведенного анализа эксперт корректирует финансовую отчетность и пользуясь новыми данными, составляет объективный отчет о том, как действительно обстоят дела на предприятии;
- Выбор оптимальных методов и подходов, математические расчеты. Более подробно о методике производства комплексной оценки мы расскажем в следующем разделе. Важно заметить, что указанные ниже методы и подходы не используются по одному. Для обеспечения полноты и достоверности расчетов эксперт применят сразу несколько методик. В отчете он дает обоснование использованным методам.
- Формирование отчета. Это последняя стадия оценочных работ. В отчете оценщик отвечает на вопросы, поставленные заказчиком, и называет конкретные цифры, касающиеся рыночной стоимости, рентабельности, эффективности субъекта на данный момент.
Методы производства оценки
При оценке крупных и малых предприятий используются одни и те же методы:
- Определение по доходам предприятия. Согласно данной методике высокая прибыль обеспечивает высокую рыночную стоимость компании. Чем выше ее окупаемость, тем выше ценится она сама. В данном случае оценке подлежит не только текущий, но и планируемый доход. Доходный метод чаще всего используется тогда, когда учредители планируют полное или частичное отчуждение субъекта.
- Затратный метод. Ликвидность компании оценивается в позиции понесенных ею расходов при условии, когда действительная цена активов ниже их рыночной стоимости. Этот способ дает возможность оценить каждый кластер активов в отдельности и таким образом рассчитать объем реального капитала.
- Сравнительный метод. В качестве основы используется информация о других фирмах, которые занимаются такими же видами деятельности. Стоимостные характеристики исследуемой фирмы рассчитываются исходя из аналогичных показателей других субъектов. Сравнение крайне редко используется при комплексной оценке, поскольку на рынке сложно отыскать два мало-мальски схожих предприятия.
Составление отчета
Отчет составляется согласно требованиям законодательства, регулирующего оценочную деятельность. Так документ обязательно должен содержать информацию о целях, задачах и типе проводимой оценки. Также в отчете указываются точные характеристики объекта, оценочные стандарты и обоснование их применения, список использованных сведений и их источников. Отчет будет считаться недействительным, если эксперт не обозначит в нем данных о самом себе – ФИО, стаж, специальность, образование, реквизиты лицензии, паспорта, страхового полиса и т.д.
Отчет может быть составлен в бумажном или электронном виде. В первом случае его страницы нумеруются и прошиваются, место склейки, где указано число страниц, заверяется печатью и подписью оценщика. Электронный вариант подписывается электронно-цифровой подписью.
Оценщик при составлении отчета должен руководствоваться рядом соображений. Во-первых, его задача – логично описать процесс оценки и зафиксировать все основные моменты процедуры. Во-вторых, итоговый документ должен быть составлен максимально понятно для простого человека, чтобы в дальнейшем ему не требовались разъяснения по вопросам сделанной оценки. С этой же целью каждый специфический термин должен разъясняться.
Если экспертиза проводилась несколькими экспертами, в отчете должна стоять печать и подпись каждого из них, а также отметка о согласии с результатами оценки.